Платные SMS-оповещения ВТБ 24 без согласия клиента

Я являюсь клиентом ВТБ 24 уже несколько лет и всегда был очень высокого мнения о профессионализме его сотрудников и качестве предоставляемых им услуг. Но, похоже, воздействие финансово-экономического кризиса и желание заработать на клиентах любым путем наложил своеобразный негативный отпечаток и на этот уважаемый, обласканный государством банк.


Дебетовой картой ВТБ 24 я пользуюсь не совсем активно. Она не является моей основной расчетной картой, поэтому платная услуга SMS-оповещений, предусмотренная изначально еще в Телебанке, а потом и в ВТБ24-Онлайн, мне была не нужна. Я ее выключил и вполне успешно обходился несколько лет без нее, мне было достаточно E-mail-оповещений (при этом еще и бесплатных).

Месяц назад на свой смартфон я получил SMS, в котором ВТБ 24 вдруг «обрадовал» меня новостью, что дарит мне месяц бесплатной услуги SMS-оповещений:

Платные SMS-оповещения ВТБ 24 без согласия клиента

Мне эта услуга была не нужна, поэтому я не обратил на нее никакого внимания. Однако уже через месяц 29 сентября с.г. банк вдруг начал списывать с моего счета плату за эту услугу. Не бог весть какие деньги — 59 рублей в месяц, но меня это очень даже возмутило.

Раньше я думал, что такой хернёй, близкой по сути к слову «мошенничество», могут заниматься всякие МТСЫ и иже с ним подобные, но никак не банк с государственным участием.

После общения с сотрудниками банка мне, конечно же, sms-оповещение быстро отключили, но вернуть деньги отказались, мотивируя это тем, что я ДОЛЖЕН БЫЛ ОТКАЗАТЬСЯ от этой услуги (читайте SMS), а я этого в очередной раз не сделал. Мол, сам лох.

Почему я должен был как-то напрягаться по этому поводу, если ни о чем не просил, ничего не заказывал и не активировал, мне не объяснили. Пришлось писать претензию.

Дело не в рублях и копейках, а в принципе. Меня возмущает то, что кто-то в банке лазает по твоему банковскому счету, активирует без твоего согласия какие-либо услуги, а потом, думая, что он самый хитрый, списывает без твоего согласия плату за их использование. Ну а что, круто же?! Глядишь, можно и на квартальную премию наскрести. Клиентов ведь много. А если не только на SMS?! И не раз в год?! Тут поле для фантазий не пахано!



Я хочу напомнить хитрым маркетологам, разработчикам банковских продуктов и юристам из ВТБ 24 о существовании Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей.

Так из Гражданского Кодекса РФ имеем:

Статья 432. Основные положения о заключении договора.
2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Статья 433. Момент заключения договора.
1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.

Статья 438. Акцепт.
1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.

То есть, закон прямо устанавливает, что оказание дополнительных услуг может совершаться исключительно С СОГЛАСИЯ КЛИЕНТА. Бездействие и молчание КЛИЕНТА (т.е. неотказ от навязываемых ему услуг) — НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ СОГЛАСИЯ.

Напомню также, что в Законе о защите прав потребителей в пункте 16, в частности, также указано:

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

P.S. Кстати, после всего этого мне и E-mail-оповещения отключили, которые раньше предоставляли бесплатно, хотя я об этом и не просил. Когда я стал разбираться в настройках ВТБ24-Онлайн, то обнаружил, что лафа кончилась:

Платные SMS-оповещения ВТБ 24 без согласия клиента

Так что теперь E-mail-оповещение вы можете подключить бесплатно, но только при условии оформления подписки на SMS-оповещения. В общем, такой стимул.

Update: E-mail-оповещение (бесплатное) мне подключили только после звонка в банк (звонил на 8-800-770-08-24). Старший оператор Елена (вн. номер 9600) после консультаций с коллегами объяснила, что такая бесплатность (без подписки на SMS-оповещения) в принципе доступна, но только если клиент сам придет или позвонит в банк и попросит об этом, а если включать эту опцию самостоятельно через настройки в ВТБ24-Онлайн, то только в нагрузку с SMS.
Вот такие хитрые условия. Ну что же, посмотрим.

Update 22: Деньги вернули, извинились, но с подтекстом: мол, все-равно мы правы, так как наши хитрые Правила главнее всех законов.