Как открыть ИП в 2019 году? Пошаговая инструкция

Как открыть ИП? Пошаговая инструкция

Индивидуальное предпринимательство — довольно удобная форма ведения бизнеса. Открыть ИП просто, налоговые проверки в отношении ИП — явление редкое, штрафы за нарушения сравнительно невысокие. В этой статье рассказывается о том, как самостоятельно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в 2019 году: как определиться с системой налогообложения, как подобрать верные коды ОКВЭД, как оплатить госпошлину, какие документы предоставить для регистрации, каким способом можно подать документы — и о других нюансах.



1. Выбираем систему налогообложения

Определяющий момент. Речь идет о сумме налога, которую вы будете регулярно перечислять государству. Заранее оцените, какой вариант вам выгоднее — общая система налогообложения (ОСН) или специальный налоговый режим:

  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Для оффлайн-предпринимателей возможны все пять режимов налогообложения, для интернет-магазинов — только два: ОСН и УСН.

Если кратко, то ОСН рекомендуется предпринимателям с годовым доходом выше 150 миллионов рублей и штатом больше 100 сотрудников. Она подразумевает уплату налога от проданной продукции (выполненной работы) и НДФЛ. Тут строгая отчетность — ежеквартальные декларации. И для грамотного составления документов нужен бухгалтер, лучше штатный.

ЕНВД оптимальна для ИП с высокими доходами, налог списывается с суммы, определенной для конкретного вида деятельности. А вот НДФЛ, НДС и другие налоги уже не оплачиваются. Отчетность ежеквартальная.

ПСН подходит ИП, который купил патент и обладает штатом не более 15 человек. Важно, что к некоторым видам деятельности патент неприменим. Для отчетности предприниматель должен вести книгу доходов.

УСН, пожалуй, самая популярная у ИП система. Годовой доход должен быть ниже 150 миллионов рублей, штат меньше 100 человек. Отчетность тут простая, процент выплат невысокий. Отчисления авансовые, ежеквартальные. УСН бывает двух видов — с налогом на прибыль в 6 % («доходы») и в 15 % («доходы минус расходы»). В первом случае предприниматель регулярно выплачивает по 6 % от своей выручки, в конце года уточняет итоговую сумму налога и при необходимости вносит недостающую часть. Во втором случае — схема та же. Но сумма налога рассчитывается из ежеквартального дохода, из которого уже вычтены расходы, и составляет 15 %.

ЕСХН похожа на УСН, но актуальна только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ставка «доход минус расходы» — 6 %. Для перехода на ЕСХН нужно иметь доход более 70 %.

Отметим, что с 1 января 2019 года в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане начнет действовать налог на профессиональный доход (422-ФЗ от 27 ноября 2018 года). Им смогут воспользоваться физлица и ИП, ведущие бизнес в оффлайне и онлайне (самозанятые). Главное, чтобы у них не было работодателя и наемных сотрудников, а доход не превышал 2,4 миллионов рублей в год. Для тех, кто продает услуги или товары физлицам, налог составит 4 % от дохода. Для тех, кто оказывает услуги юрлицам или ИП, — 6 %. Всех выбравших этот налоговый режим освободят от НДФЛ и НДС. Правда, определенному кругу лиц он будет недоступен (смотрите статью 4 закона 422-ФЗ).

Внимание! Регистрируя ИП, налоговая автоматически ставит всех предпринимателей на ОСН. Если вам это не подходит, сразу напишите заявление о переходе на нужный вам режим налогообложения.

2. Выбираем коды ОКВЭД

ОКВЭД — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Его актуальная версия действует с 1 января 2017 года и называется ОКВЭД-2. Коды в классификаторе являются зашифрованными в цифрах виды деятельности ИП. Вы вправе указывать один, основной, код и несколько дополнительных. После открытия ИП сможете корректировать список, причем бесплатно.

3. Решаем вопрос с ИНН и оплатой госпошлины

Они должны быть у вас до регистрации ИП. Если вы еще не оформили ИНН, то можете сделать это, заполнив соответствующее заявление на сайте ФНС или лично посетив налоговую инспекцию. Первый вариант удобнее, но для получения свидетельства ИНН все равно придется наведаться в налоговую.

Впрочем, заявление на получение ИНН можно подать вместе с документами на регистрацию ИП и, тем самым, сэкономить время. Ведь ИП открывается в течение пяти рабочих дней. Поэтому вам выдадут сразу и свидетельство ИНН, и лист записи в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). С 2017 года это основной документ, подтверждающий статус ИП.

Теперь о госпошлине за регистрацию ИП. Сама квитанция есть на сайте ФНС. Она представлена в двух версиях — для регистрации через налоговую и МФЦ. Будьте внимательны: ошибка в «адресе» нередко приводит к отказу в приеме документов. Распечатанную квитанцию можно оплатить в любом отделении Сбербанка. Цена вопроса — 800 рублей.

Внимание! С 1 января 2019 года при электронной регистрации ИП или ООО госпошлину оплачивать не нужно (поправки ФЗ от 29 июля 2018 года № 234-ФЗ).

4. Собираем пакет документов для регистрации ИП

  • паспорт заявителя;
  • ксерокопия паспорта (все страницы нужно сшить, если будете отправлять документы по почте);
  • ксерокопия ИНН (при наличии оригинала свидетельства);
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ИП (800 рублей);
  • заявление на регистрацию физлица в качестве ИП по форме Р21001. Обязательно укажите свой e-mail, чтобы получать от ФНС или МФЦ уведомления об этапах прохождения документов и само электронное свидетельство о регистрации;
  • заявление на применение специального налогового режима, если ОСН не ваш вариант (бланк заявления на УСН по форме №26.2-1).

Внимание! Необходимые документы для регистрации ИП можно бесплатно подготовить при помощи онлайн-сервиса «Моё дело» — бесплатная подготовка документов. Потратив не более 15 минут на ввод данных при помощи подсказок, вы получите заявление на регистрацию ИП и заявление на УСН (именно эту систему выбирает большинство начинающих ИП).

5. Подаем документы на регистрацию ИП

Это можно сделать:

  • лично посетив ближайшее отделение налоговой или МФЦ;
  • через представителя по нотариально заверенной доверенности;
  • по почте с объявленной ценностью;
  • через специальные электронные сервисы ФНС.

Первый вариант самый экономичный и, пожалуй, надежный. Но он требует терпения и времени. Во втором случае нужно будет заверить у нотариуса подпись на заявлении об открытии ИП (примерно 1 400 рублей) и все ксерокопии, оформить доверенность на третье лицо (около 1000 рублей за 1 страницу) и прошить документы. Это экономит время, но требует дополнительных расходов.

Перед отправкой по почте документы тоже следует прошить и заверить у нотариуса. Само письмо лучше высылать с описью вложения и уведомлением о получении.

Если же у вас в приоритете скорость, то можете вообще сдать нотариусу свой пакет документов и заказать услугу регистрации ИП под ключ. Это обойдется в 4000-10 000 рублей. Но статус ИП вы получите уже в ближайшие день-два.

Регистрация ИП через сайт ФНС не менее удобна. К тому же с 1 января 2019 года все, кто воспользуется ею, будут освобождены от уплаты госпошлины. Единственное — для онлайн-регистрации заявителю нужна будет квалифицированная электронная подпись, или КЭП (получение — около 1 500 рублей). Плюс перед подачей документов придется отсканировать паспорт, квитанцию об оплате (только до 2019 года) и заполненную форму Р21001. Если у вас нет КЭП, то можете прибегнуть к услугам нотариуса. Он заверит ваш пакет документов своей электронной подписью и получит за вас электронное свидетельство о регистрации ИП.

Помните: приняв документы, налоговая или МФЦ обязаны выдать (направить) вам расписку в их получении.

6. Получаем регистрационные документы

Если все документы в порядке, то через три рабочих дня вы можете прийти в налоговую и в обмен на расписку получить:

  • лист записи в ЕГРИП;
  • уведомление о постановке на учет физлица в ФНС в качестве ИП;
  • свидетельство о постановке на учет физлица в ФНС (если раньше оно не выдавалось). В нем будет указан ваш ИНН.

Документы можно забрать лично или через представителя по нотариальной доверенности. Кроме того, их могут направить вам по обычной и электронной почте.

Если вам отказали в открытии ИП (из-за ошибок в оформлении или неполного комплекта документов), вы имеете право подать документы повторно. При этом вам не нужно будет оплачивать госпошлину еще раз.

7. Заводим расчетный счет и печать

И то, и другое, конечно, не обязательно для ИП. Но может потребоваться для заключения гражданско-правовых договоров с другими предпринимателями или организациями, а также для проведения безналичных расчетов.

Бесплатно открыть расчетный счет можно в Тинькофф Банке, который очень популярен в настоящее время среди ИП и предприятий малого бизнеса за свою технологичность и низкие тарифы. На изготовление печати может уйти до 1 500 рублей.

8. Выясняем, обязаны ли вы использовать онлайн-кассу

Согласно 54-ФЗ, при расчетах с покупателями за товар или услугу ИП должны использовать онлайн-кассу. Правда, в этом правиле есть исключения. Например, оно не распространяется на:

  • ИП на ПСН (кроме некоторых видов деятельности — розничной торговли, медицинских и ветеринарных услуг, услуг салонов красоты, парикмахерских, перевозки пассажиров, грузов и некоторых других);
  • ИП на любой системе налогообложения, которые продают распечатанные на бумаге газеты и журналы, мороженое в киосках, безалкогольные напитки в розлив, ремонтируют/окрашивают обувь и другое;
  • ИП на налоговом режиме «Профессиональный доход». Вместо кассы у них будет бесплатное мобильное приложение «Мой налог», которое позволит создавать и отправлять электронные чеки покупателям и налоговой.

Поэтому сначала определяем, касаются ли нас исключения из общего правила (статья 2 обновленного 54-ФЗ). Если нет, то выясняем, должны ли мы уже применять кассу.

Итак, на кого распространилось это требование до 1 июля 2018 года?

  • ИП на ОСН и УСН из ритейла, сферы общепита и услуг;
  • ИП на ЕНВД и ПСН, которые работают в сфере торговли или общепита и официально используют наемный труд;
  • ИП на ЕНВД и ПСН, которые работают в сфере вендинга и у которых есть штат сотрудников.

Кто обязан установить кассы до 1 июля 2019 года?

  • Те же категории ИП на ЕНВД и ПСН, но без наемных сотрудников;
  • ИП на ЕНВД и ПСН, которые оказывают услуги или выполняют работы — независимо от того, есть у них штат или нет;
  • ИП, которые оказывают услуги и выдают бланки строгой отчетности (БСО) в подтверждение полученной оплаты.

9. Определяемся с онлайн-кассой

Предпринимателям доступны два вида кассовых устройств, которые используются:

  • либо при непосредственном взаимодействии продавца с покупателем, то есть в оффлайне;
  • либо при опосредованном, то есть через интернет.

В первом случае говорим о кассах и смарт-терминалах. Диапазон их стоимости широкий — от 14 000 до 45 000 рублей (с фискальным накопителем) в зависимости от бюджета и бизнес-задач предпринимателя. Во втором случае речь об устройстве, которое «заточено» под расчеты в сети и входит в состав сервисов по аренде касс типа «АТОЛ Онлайн». Такую кассу интегрируют с сайтом интернет-магазина, и она автоматически создает электронные чеки, отправляет их покупателям.

Специалисты упомянутых сервисов помогают ИП интегрировать кассу, выбрать оператора фискальных данных (ОФД), круглосуточно следят за работой оборудования и программ, обновляют ПО и так далее. Общая стоимость подобного комплекса услуг на рынке — от 31 400 до 47 000 рублей в год.

Очень важно, что у ИП на ЕНВД и ПСН, обязанных подключить кассу к июлю 2019 года, есть право на специальный налоговый вычет. Его максимальный размер — 18 000 рублей за каждый приобретенный экземпляр техники. Он призван компенсировать расходы на покупку: кассы, фискального накопителя для нее, услуг ОФД, а также работ и услуг по настройке и регистрации техники.